Габриель Шанель
...Габриель обошла вокруг груды искореженного металла, которая еще недавно была машиной, осторожно дотронулась рукой до разбитого стекла. Вокруг была кровь — кровь Артура Кэпела, ее любимого мужчины. Она села на обочину, зарыдала. А вернувшись домой, велела перекрасить стены своей комнаты в черный цвет и погрузилась в траур. Шел 1919 год, Габриель Шанель, знаменитая Коко, уже была в фаворе — и многочисленные подражательницы тут же взяли с нее пример. Так в моду стремительно вошел черный цвет.
Петушиная кличка
На сцене кафешантана «Ротонда» в городке Мулен (305 км от Парижа) Габриель впервые появилась в 1901 году. 18-летняя девушка не так давно покинула сиротский приют при монастыре. После того как шесть лет назад умерла мама, ее и двух сестер привез туда родной папочка Альберт Шанель. Привез — и забыл навсегда, как и их трех братьев, отправленных в богоугодное заведение для мальчиков. Ярмарочный торговец, он привык ездить по стране в поисках заработка и развлечений — дети были в тягость.
— Я чувствовала, что умерла! — будет рассказывать друзьям Коко, вспоминая день, когда попала в приют.
Пытаясь заглушить боль, девочка придумала сказку о том, что их отец за океаном в Нью-Йорке владеет огромными виноградниками. Он слишком занят работой, а потому ему некогда воспитывать и навещать дочек: «Океан по пустякам не переплывают!»
В приюте Габриель научилась шить и, оказавшись в Мулене, устроилась помощницей портнихи в салон-ателье. Но разве может работа в скучном ателье сравниться с шумом и блеском «Ротонды»?! Ее песенка «Ко-ко-ри-ко» сразу стала популярной. Худенькая, похожая на мальчишку-подростка, с правильными чертами лица, она приводила в восторг подвыпивших зрителей, когда кричала в этой песенке по-петушиному. «Вы были в «Ротонде»? Слышали Коко?» — спрашивали друг друга люди на улицах.
Через четыре года Габриель решает попытать счастья в городе покрупнее — курортном Виши. Здесь, на сцене самого шикарного кафе «Кремери», ее впервые увидел Этьен Бальсан, сержант 10-го егерского полка, наследник богатейшей семьи, владевшей большой текстильной фабрикой. Молодые люди подружились.
— У тебя неплохо получается шить, вот и зарабатывай этим себе на жизнь. А сцена не для тебя! — постоянно твердит ей Этьен.
Петь смешные песенки постепенно надоедает и самой Шанель. И вскоре она принимает приглашение Этьена пожить в его имении в Руалье.
«Я ступила на луг и очутилась подле стойл, — описывала она в мемуарах свое первое появление там. — Хорошо пахло быстро текущей водой, слышно было, как шумит запруда. Солнце золотило побережье. Жокеи и конюхи шагом ехали друг за дружкой, прижав колени к подбородку».
Лучший способ уйти от мужчины
Целый год провела она в имении. Днем каталась на лошадях, вечерами развлекалась на светских приемах. И однажды, решив, что для верховой езды дорожное платье довольно-таки неудобная вещь, пришла к портному с брюками, которые одолжила у жокея.
— Сшейте мне такие же!
— Но, мадам, ходить в мужских брюках женщине не к лицу!
Коко повторила просьбу и вышла из мастерской.
Дамы, заехавшие к ней в гости, сначала были очень смущены, увидев Габриель верхом на коне в мужских брюках. Но уже за ужином согласились, что брюки и женщина — весьма великолепное сочетание. В один день Шанель стала для жительниц близлежащих имений законодательницей моды. Кроме того, в сельской глуши она начала шить шляпы. Вопреки моде тех лет на муслиновые розы и фазаньи перья, шляпки Шанель были без украшений и со смело укороченными полями. Модницы умоляли Коко сделать похожие и для них. Она охотно бралась за дело и даже поначалу отказывалась от вознаграждения. Это развлекало скучающую Коко. Она уже поняла, что не любит Этьена. И начала подумывать о том, как бы ей покинуть Руалье. И повод не замедлил появиться. В гости к Этьену приехал новый друг — молодой английский промышленник Артур Кэпел по прозвищу Бой (в переводе с английского «мальчик». — Прим. «ТН»). Коко понравились его беспечные манеры и зеленые глаза. Между ними вспыхнул роман...
Эксперименты с модой
Теперь Шанель твердо решает обосноваться в Париже и открыть там шляпный салон. Артур идею одобряет и финансирует. Неожиданно и Этьен после некоторых раздумий решает помочь бывшей подруге и предоставляет для салона свою большую парижскую квартиру.
— Мою скромную персону содержат двое мужчин, — смеялась она тогда.
Это был 1909 год. Всего две недели понадобилось Коко, чтобы весь Париж, да нет — вся Франция! — заговорила о ее шляпах. Сама кутюрье с клиентками старалась не общаться.
— Я не могу, — объясняла она помощницам. — Если сочтут, что шляпа слишком дорогая, я вынуждена буду уступить себе в убыток!
Это она возьмет за правило на всю жизнь.
В 1912 году Габриель решает открыть свой бутик одежды. Новые фасоны платьев и костюмов сыпались в ее голову как из рога изобилия, всегда и везде. Шанель первая начинает шить модную одежду из трикотажа, который до этого использовали только для рабочих жилетов и шарфов. Коко немало заимствует из мужского гардероба и превращает женщин в существ независимых, раскованных — как и она сама. Она предлагает носить то, что практично и удобно, выходя за рамки условностей. Во время Первой мировой войны, когда достать хорошие ткани было трудно, она выкупила нераспроданную партию джерси, считавшейся слишком грубой, — и сшила себе элегантную куртку-труакар, а потом и платье без талии, но с шарфом на бедрах и горловиной, похожей на воротник мужской рубашки, — знаменитое шемизье.
Эксперименты Шанель приводят в восторг. Каждая ее придумка быстро находит отклик в сердцах модниц.
Тайна Коко
В 1918 году, через девять лет после знакомства, Артур объявляет Габриель, что не может больше находиться в положении вечного жениха.
— Он ревновал меня к работе, не видел месяцами и заводил романы на стороне, — писала Коко в дневниках. — Но я не могла посвятить ему жизнь и оставить дела, ведь они только-только пошли в гору! Я сказала ему, что не подхожу для роли жены.
Тогда он женился на другой. А через год погиб в автокатастрофе. И тогда у Коко появилась тайна, которую она спустя несколько десятилетий раскрыла своей подруге и биографу, писательнице Эдмонде Шарль-Ру. А она поведала об этом миру только в 2005 году.
В год смерти своего возлюбленного Габриель на дороге возле деревни Луи Муи, где произошла авария, установила каменный крест. И втайне от всех приезжала сюда.
— Этот памятник, безликий и лишенный какого бы то ни было личного любовного послания, был секретом Коко, — призналась Шарль-Ру в интервью французской прессе. — И когда она спустя многие годы рассказала мне о нем, я решила, что не мне нарушать эту тайну. Теперь я поступила так лишь потому, что его обнаружили и представили миру.
«Chanel № 5»
В сентябре 1920 года Шанель знакомится с русским великим князем Дмитрием Павловичем Романовым — двоюродным братом недавно расстрелянного большевиками царя Николая II. Он моложе Габриель на восемь лет. Их роман продлился около года. Но именно благодаря ему мир узнал, что у стиля может быть запах. Именно Дмитрий познакомил Коко с парфюмером по имени Эрнест Бо, который большую часть жизни прожил в России, а после революции обосновался во Франции. По просьбе Шанель парфюмер собрал в пробирки двадцать различных смесей цветочных ароматов. Коко выбрала пробирку с пятым номером и добавила нотки ландыша. До этого смеси разных ароматов в женских духах считались неприличными. В 1921 году закончился любовный роман с князем, но зато в продаже уже появились «Chanel № 5».
Герцогинь много, а Шанель одна
Шанель не могла пожаловаться на отсутствие интереса со стороны мужчин. Она дружила с художником Пабло Пикассо, поэтом и режиссером Жаном Кокто, актером Жаном Марэ, антрепренером Сергеем Дягилевым, в нее был влюблен композитор Игорь Стравинский… В 1926 году за Коко начинает ухаживать самый богатый человек Великобритании — герцог Бендор Вестминстерский. Его регулярные подарки — драгоценности, сверкающие золотом ковры, орхидеи — в конце концов покорили сердце кутюрье. И 43-летняя Габриель решает, что Бонни — так называла она герцога — как раз тот человек, на которого можно опереться в трудную минуту. Они встречаются в отелях, ездят вместе на курорты. Коко строит огромную виллу, в которой планирует жить с герцогом. Но на предложения руки и сердца неизменно отвечает отказом:
— Герцогинь много, а Коко Шанель одна.
Но дело было не только в этом. Коко было 46, и она уже не могла подарить Бонни наследника… Через три года после начала отношений они расстались.
В конце концов Габриель согласится пойти под венец с художником и стилистом Полем Ирибом. Но ее избранник, не дожив до свадьбы, скоропостижно умирает в сентябре 1935 года. Следующую свою страсть, которая случится через четыре с половиной года, 57-летняя Шанель будет вынуждена держать в тайне.
Ее любовь к стороннику Гитлера, немецкому дипломату офицеру Гансу Гюнтеру фон Динклаге, могли не понять. Тем более что роман с ним Коко крутила уже в оккупированном Париже. Для себя же она объясняла свою «беспринципность» так: «Если в моем возрасте появляется любовник моложе меня на 15 лет, я не спрашиваю, какой он национальности».
Они продолжали тайно встречаться и когда в 1944 году Ганс был вынужден бежать из Парижа, а обвиненная в шпионаже Коко эмигрировала в Швейцарию. Их отношения исчерпали себя только в 1952 году. Тогда Коко решила, что пора заняться делом. И в 1953-м вернулась в Париж, где на подиуме царил Кристиан Диор. Но не прошло и года, как Дом моды 70-летней Коко стал самым крупным во Франции.
— Ничто не утомляет меня так, как отдых, — не раз отвечала Коко на предложения сделать передышку.
Она работала и днем, и ночью, новые модели являлись ей даже во сне. Проснувшись, она зарисовывала их на бумаге.
Но 10 января 1971 года Коко заснула — и уже не проснулась. Ее удивительные идеи ушли из этого мира вместе с ней. Навсегда.
Что она дала миру
Маленькое черное платье на все случаи жизни.
Купальник. В 1913 году предложила модель первого пляжного костюма.
Первой надела на женщину брюки и пижаму.
Духи «Chanel № 5» (1921), «Chanel № 19» (1970)
Изобрела флакон для духов строгой прямоугольной формы. До этого запахи разливали в склянки причудливых форм.
Придумала бижутерию. Нити искусственного жемчуга стали визитной карточкой стиля Шанель. |